Что называют любовью?

(Из книг «Уроки любви», «Мужчина и женщина»)


Одно и то же слово в живом языке может иметь самый различный смысл. И любовь – не исключение. Помимо переносного, шуточного или гнусного смысла, словом этим мы называем две совершенно разные вещи.

Одна – любовь-чувство, та самая, признаниями в которой с таким усердием обмениваются молодые люди, про которую пишут романы и снимают кинофильмы, которая мобилизует (хотя бы временно) нашу целеустремленность и решительность, одевает нас в белое платье и черный костюм, сажает в многотысячный лимузин, везет в загс и в церковь, а там и в ресторан: ее, эту любовь, вернее называют влюбленностью.

А вот другая любовь, любовь-дело, любовь-созидание, любовь-подвиг, любовь-жертва, вначале совсем незаметна; эта любовь – способность отдать себя, пожертвовать своими желаниями, своими чувствами, предпочтениями и намерениями, самим собою ради другого. Зарождается она в то самое время, когда её гордая сестра-влюбленность празднует свой триумф; скромную эту любовь никто не видит и не знает, кроме самих молодоженов: с робким удивлением находят они в своей молодой жизни её чудесные ростки, в веселую минуту и в грустную, в острой конфликтной ситуации и в серых однообразных буднях, в супружеском уединении и у постели ребенка... Но проходят годы, и оказывается, что ею, этой любовью, живет душа человека.

«Бог есть любовь», – утверждает апостол Иоанн в своем Первом послании и повторяет для верности дважды, чтобы у нас не осталось о том никаких сомнений. И добавляет для нашего вразумления: «Вот как мы можем узнать, что такое любовь: Он отдал за нас Свою жизнь».

Казалось бы, куда яснее? – Бог один, и любовь одна. Нету разных Богов, и нету разных любовей. Та же самая любовь Распятого Бога к земному человеку, любовь матери к ребенку, любовь сына к больной матери, любовь солдата к Родине при нападении врага. И та же самая самоотверженная любовь между мужем и женой – потому что брак создан Богом как храм и школа любви.

Не надо думать, что во влюбленности есть что-то призрачное, ненастоящее, или, хуже того, злое и вредное. Влюбленность очень хороша и нужна людям, но она настолько же отличается от настоящей любви, насколько яблоневый цвет отличается от собранных плодов. Хоть влюбленность сплошь и рядом присваивает себе имя своей скромной сестры, без любви век ее короток: очень скоро она опадает, умирает, исчезает без следа, оставляя за собой сердечную тоску, горе, слезы, злобу, разрушенный дом, детей без родителей. Бывает и такое, о чем Митя Карамазов в отчаянии говорил брату Алеше: «Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя»…

Когда же влюбленности на помощь приходит сестра-любовь, никакая сила не одолеет их: они поддерживают, питают и укрепляют друг друга, каждая в свой черед и в меру своих способностей. Тогда влюбленность год за годом исправно украшает супружеский союз всё новыми цветами радости и счастья.

Влюбленность – это чувство. Любовь же – подвиг свободной воли. Подвиг этот вырастает из стремления сердца, выковывается в трудных испытаниях, нередко в скорбях, иной раз и в конфликтах, но лишь в нем, в этом подвиге самопожертвования, муж и жена способны подняться от земли к Небу. Для того-то и существует брак, самый древний из человеческих институтов, уходящий своими корнями еще в райские кущи…

Не будем поэтому так строго требовать однозначности слов; разрешим влюбленности именоваться любовью – но лишь с тем условием, чтобы добиваться второй вслед за приходом первой, чтобы не искать любви, где и когда придется, а найти её у себя в сердце и подарить другому.

* * *


За мной ухаживает мужчина, он мне нравится, говорит, что любит меня. Но у него есть целый ряд недостатков, греховных качеств, и меняться он не хочет. Что мне делать?

Поскорее с ним расстаться. Сознательно или нет, он вам лжет: он вас не любит. Потому что любить – значит жертвовать собой, отдать себя другому.

Бог любит нас – и становится одним из нас, и отдает себя на смерть. Мы любим Его – и приносим покаяние в грехах, исправляемся, изменяемся. Муж и жена любят друг друга – и отказываются от своего «я», становятся новым существом – семьей.

Вы очень точно определили ситуацию. Если бы вы написали: «не может измениться, никак не получается», тогда вопрос остался бы открытым; возможно, в браке ему было бы легче исправиться. Но «не хочет меняться» говорит само за себя: воля человека свободна.

* * *

Можно ли выходить замуж без любви, просто потому, что человек хороший, добрый, чуткий, внимательный, честный…?

Здесь всё зависит от того, что стоит за фразой «без любви», какая реальность за нею прячется. Если без потери душевного мира, сна и аппетита, без двоек и прогулов, без отчаяния, тоски, уныния, восторга, исступления, слез, драк, скандалов, истерик и резаных вен – тогда можно. А если без твердой решимости отдать себя, всецело и навсегда, в жизни этой и будущей, одному-единственному человеку, стать с ним частями одного нераздельного целого – тогда нельзя.

* * *

К сожалению, нередко у любви крадут ее имя и дают его чему-то совершенно противоположному. Так же и из брака выкрадывают интимную близость и норовят превратить ее в расхожий товар или развлечение от скуки.

Интимная связь потому и зовется интимной, что принадлежит мужу и жене – и более никому. Это телесная, физическая основа брака, фундамент, на котором он стоит. И если вывести, вытащить фундамент из-под дома, испортить его и разрушить, то дом развалится… И новый дом, если строить его на поврежденном, испорченном фундаменте, тоже долго не устоит.

Это мы и наблюдаем в непрестанных трагедиях гибнущих семей, особенно молодых. И оттого, что краденую интимную близость, внебрачную или добрачную, называют «любовью», легче не делается. Делается только тяжелее, потому что люди привыкают себя обманывать: такая, дескать, сильная, могучая любовь, как тут удержишься?... Бог, совесть, семья, дети – всё побоку!

Тут бывают, конечно, и сильные чувства, и острые конфликты, и глубокие переживания, – те, что переворачивают жизнь с ног на голову и выворачивают ее наизнанку: никто с этим не спорит… – Пишут о них романы и повести, оперы и романсы, снимают фильмы и ставят спектакли, да что толку? Кража всегда остается кражей, и результат у нее соответствующий.

Представьте себе: студент-квартирант пробрался к хозяйке в комнату в смутной надежде найти недопитую бутылку сладкой наливки. Открыл отверткой замочек комода, протянул трясущуюся руку вглубь – и вытащил толстую пачку зеленых купюр: вся выручка от продажи квартиры…

Повезло парню? – Или нет?? Счастье он нашел в старушкином комоде, или собственную погибель? Мелкое приключение обернулось крупной удачей – и петля преступления затянулась на горле, утащила человека на дно.

Так же в точности бывает и с приключениями на сексуальной почве. Чем больше украсть, тем печальнее и неотвратимей наступает расплата.