Cвятые Петр и Феврония Муромские
Они жили в XIII веке; он – князь, она – крестьянская девушка. Они стали мужем и женою вопреки предрассудкам сограждан: от Петра требовали, чтобы он расторг неравный брак, тем более что для владетельного князя это не составляло ни малейшей проблемы… Однако же князь подчинился не «мнению большинства», а голосу веры, чести и совести.
Молодые супруги перенесли всю злобу приближенных, вплоть до изгнания (что в те времена, когда человек мог существовать лишь при поддержке своего социального круга, мало чем отличалось от смертного приговора), по просьбе раскаявшихся сограждан вернулись на княжеский престол, с честью правили городом и умерли в один день. – Их останки лежат в одной могиле в родном Муроме.
Молитвенное почитание князя Петра и княгини Февронии дает нам основания называть семью домашней церковью. Причина тому – основа, на которой утверждена и держится Церковь и семья, а именно жертвенная любовь. И если как Церковь, так и семья, испытывает сегодня трудности, болезни и удары врага, то мы уверены, что подобно святым муромским супругам, и та, и другая достойно выдержат испытания и выйдут из них победителями.
Князь Петр и княгиня Феворония приняты у нас в народе как покровители супружества. Их память празднуют дважды в году, 8 июля и в воскресенье перед 19 сентября; в эти дни совершаются особые богослужения, где мы просим их содействия в укреплении супружества, в противодействии всем силам зла. Осенний праздник в их честь установлен специально для тех, кто решил в этот день совершить свое бракосочетание – чтобы следовать их примеру любви и верности, самоотверженности и нерушимости семьи.
«Подлинную радость, полноту бытия мы обретаем, только когда живем в соответствии с непреложными нравственными законами, – говорит Патриарх Кирилл в своем обращении по поводу этого праздника, – Пусть пример святой жизни князей Петра и Февронии поможет всем, состоящим в браке, соблюдать свою домашнюю церковь в мире, любви, благочестии, целомудрии и чистоте».