1922 год - год, когда 23 миллиона жителей России голодало. В это время великой скорби Православная церковь встала во главе движения помощи голодающим. Патриарх Тихон обратился с просьбой о помощи православным и инославным иерархам, ко всем православным христианам мира. По его благословению был создан Всероссийский Церковный Комитет помощи голодающим.
Советской власти невыгодно было такое укрепление позиций церкви. 26 февраля 1922 года был издан декрет об изъятии "из церковных имуществ, переданных в пользование группам верующих… всех драгоценных предметов из золота, серебра, и камней", в том числе и священных предметов.
Церковь, готовая пожертвовать чуть ли не все, что у нее есть, не могла отдать для поругания предметы сакрального назначения, употребление которых для не богослужебных целей рассматривается как святотатство и карается для мирян отлучением от церкви, а для священнослужителей - извержением из сана. Несмотря на протесты верующих, власти все-таки приступили к изъятию церковных ценностей. Инициатором и главным вдохновителем акции был Троцкий, который представил членам Политбюро инструкцию по проведению изъятия церковных ценностей.
В Шуе, по причине разграбления властями храмов, возникло возмущение, в результате которого 5 человек было убито и 15 ранено. Это дало Ленину повод написать письмо, в котором он призывал к массовым арестам и расстрелам духовенства.
В г. Шуе в Воскресенском Соборе собралось до 300 молящихся, которые несколько дней не желали из него уходить, чтобы не допустить его разграбления. Для того ,чтобы разогнать их, были присланы солдаты, которые начали стрелять. Были убиты прихожане храма Николай Малков, девица Анастасия, Авксентий Калашников и Сергей Мефодиев. Настоятель храма протоиерей Павел Светозаров, надеясь, что ещё можно чего-то добиться мирным путём, увещевал людей разойтись, а когда его увещевания остались безуспешными, ушел сам, надеясь, что в отсутствие настоятеля власти не будут производить изъятие.
Стрельбой, нагайками, лошадьми толпу перед храмом разогнали. Трупы убитых положили на паперть и никого не подпускали к ним. Изъятия ценностей в тот день не произошло. Со стороны верующих пострадало 22 человека, из них 4 было убито. Из красноармейцев ни один не был убит или тяжело ранен. Москва признала действия Шуйских властей "правильными, но недостаточно энергичными".
Делом занялось Иваново-Вознесенское ГПУ. Из Москвы был отряжен в качестве следователя по особо важным делам Верховного трибунала ВЦИК Яковлев. 17 марта отца Павла Светозарова вызвали для допроса и арестовали. Изъятие ценностей из Воскресенского собора происходило уже без него 23 марта. Распоряжением ВЦИК стали производиться массовые аресты. Были арестованы 4 священника и 20 мирян. После окончания следствия к суду были привлечены 19 человек.
Судебному процессу придавалось большое пропагандистское значение. Обвиняемые из Шуи были привезены в Иваново-Вознесенск. Председатель суда Галкин, одновременно и заместитель председателя Верховного трибунала, был в прошлом священник, снявший с себя после революции сан. Он призывал священников, которые не препятствовали изъятию ценностей, хотя и осуждающе к этому относились, к самооговору. Говорил, что самооговор и сотрудничество с судом для них - средство к освобождению. Священники мужественно отвечали, что, стоя перед лицом смерти они не могут лгать.
Троих - священников Павла Светозарова, Иоанна Рождественского и мирянина Петра Языкова - приговорили к расстрелу. 4 мая приговор был утверждён на заседании Политбюро. Последняя молитва отца Павла была об остающихся после него сиротами малолетних детях (жена его умерла ещё задолго до того). И Бог услышал его молитвы: всю жизнь дети прожили под благодатным Божиим покровом, все невзгоды и печали проходили мимо них.
Перед расстрелом, неповинные в инкриминируемых им преступлениях пастыри, совершили отпевания по себе и мирянине Петре и держались мужественно. Страданиями их и тысяч других невинных страстотерпцев Господь не дал России окончательно погрузиться в греховную тьму. Благодаря им Россия не погибла духовно в страшные семьдесят лет безбожной власти.
А.А. Федотов. "Святые земли Ивановской"
Святые Ивановского края | На заглавную страницу |