Священномученик Августин, епископ Иваново-Вознесенский

+ 10 (23) ноября 1937 г.

Архиепископ Августин (Александр Александрович Беляев) родился 28 февраля 1886 года в селе Каменники Юрьевецкого уезда Костромской губернии в семье священника. С детских лет в нем предугадывали будущего служителя Церкви - так очевидно проявлялась в нем горячая вера и глубокая религиозность. Окончил Кинешемское Духовное училище и Костромскую Духовную семинарию. В 1911 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

В 1911-1920 г.г. - преподаватель в Пензенских мужских и женских учебных заведениях. 22 июня 1920 года умерла от скоротечной чахотки его жена Юлия. На девятый день после ее смерти будущий архиепископ принял монашество и вскоре возведен в сан иерея с назначением священником Рождественской Церкви г. Пензы. Старшей дочери было тогда четыре с половиной года, а младшей - всего восемь месяцев. Родные просили его сначала выходить детей, но будущий владыка говорил, что ввиду их сиротства и надо опешить отдать их на попечение - Божией Матери, и тогда он будет за них спокоен. В сентябре 1923 года он был хиротонисан во епископа Иваново-Вознесенского.

В 1923 г. благодаря энергичной поддержке безбожной власти, большинство храмов в Иваново-Вознесенске были захвачены обновленцами. Епископ Иваново-Вознесенский Иерофей (Померанцев) отпал в обновленчество, а викарный епископ Кинешемский Василий (Преображенский) был арестован властями. 14 сентября 1923 г. собрание представителей одиннадцати православных общин города обратилось с ходатайством к Патриарху: «Просим Ваше Святейшество благословить наше общенародное избрание протоиерея Александра Беляева во епископа города Иваново-Вознесенска и совершить над сим народным избранником хиротонию во епископа».

21 сентября 1923 г. протоиерей Александр по пострижении в монашество с именем Августин был хиротонисан во епископа Иваново-Вознесенского. Владыка Августин сознательно и с готовностью принял на себя тяжелейший крест архиерейского служения в столь страшное время гонений. На соболезнования близких о его скорбной участи он всегда спокойно и благодушно отвечал: «Что же тут удивительного, это наш путь. Господь об этом предупреждал, а иначе никогда не будешь со Христом».

За все время своего церковного служения он шесть раз подвергался арестам и тюремному заключению, находился под постоянным надзором властей, которые не позволяли епископу жить в его кафедральном городе, дважды был осужден на 3 года ссылки, где едва не умер от голода. Но и в ссылке владыка больше безпокоился и болезновал не о себе, а о своей пастве, стараясь в письмах ободрить и укрепить духовных детей. Среди духовных чад епископа было много подростков и молодежи. Им владыка писал отдельно:

«Верю, что если мое пребывание среди вас было добрым семенем, то эти добрые семена в вас не умрут…»

В ответ дети писали:

«Мы, Владыко, стараемся по возможности чаще посещать церковь, хотя школьные занятия и не всегда способствуют этому. Однако вера наша не иссякает, несмотря на школьную пропаганду против Бога, а, к счастью, больше укрепляется… Шлем Вам неизъяснимую на словах радость за письмо, мы его выучили наизусть. Посеянное Вами доброе семя не должно умереть, и мы постараемся его возрастить. По наставлению наших пастырей мы ежедневно читаем Евангелие, и это поддерживает наши силы… Любящие Вас деточки».

В ответном письме преосвященный Августин написал:

«Родные деточки мои о Господе. Весьма радуюсь вашим учебным успехам, но скорблю, что в такой тесноте ваша религиозная совесть, вам уже заметили, что ношение креста позорит науку. Вот это характерно очень, ведь крест — символ терпения, самоограничения, которые необходимы для тех, кто встал на путь борьбы со всякой подлостью, живущей в человеке и в человечестве. Как же поэтому возражать против крестоношения?

Верить в материализм, в материю (это бог материализма) для современности уж совсем срамно и неразумно, ибо современная наука, даже советская, отнимает всякое основание верить в этого бога материализма — материю. Что вам мешает познакомиться и с нашими научными авторитетами?...

Конечно, наука не занята богословием, однако несомненно, что наше религиозное учение о нематериальной основе всего, о бытии духа вполне совпадает с современными научными данными. Между тем как материалисты здесь теряют своего бога. И если настаивают на своем, то по невежеству. Их религия противонаучная.

Вы спрашиваете, как быть, но совет мой уже предугадываете. Я с семьей не согласен, если она вам советует разделить внутреннее и наружное.

Если скоро прибегнете к покаянию и не убедите совесть грызущую, то не впадете в грех отрицания Бога, а если усыпите совесть, помиритесь с услаждающим вас пороком, то обязательно впадете в большой грех… Блюдите же чистоту одежды своей души…»

По окончании первой ссылки в 1930 г. преосвященный Августин был назначен на кафедру в Сызрань, а в 1934 г. после окончания срока заключения в концлагере направлен в Калугу.

Пасха 1937 г., несмотря на все гонения, благодаря торжественному и вдохновенному служению владыки, ощущалась верующими в Калуге как одна из самых радостных. Воскресение Христово осознавалось реальнее всех событий мира сего, перед ним отступал и рассеивался тяжелый мрак, охвативший тогда все сферы жизни народа.

Осенью 1937 г. среди духовенства, верующих и жителей города Калуги начались аресты. Архиепископ Августин был уверен, что воинствующие безбожники непременно его арестуют, и он спокойно и серьезно готовился к предстоящему аресту и грядущим страданиям. Пересматривал записи, письма, уничтожал все то, что кому-либо могло повредить. В ночь на Рождество Пресвятой Богородицы владыка был арестован. Ни в одном из возводимых обвинений виновным он себя не признал. 23 ноября 1937 г. архиепископ Августин и осужденные с ним архимандрит Иоанникий (Дмитриев), протоиерей Иоанн (Сперанский), псаломщики Алексей Горбачев, Аполлон Бабичев и член церковного совета Михаил Арефьев были расстреляны, запечатлев своею кровью свидетельство Христовой истины.

23 ноября (10 ноября ст. ст.) Церковь совершает память всех тех мучеников, кто был осужден на смерть вместе с владыкой Августином, и других новых мучеников, принявших смерть в 30-х - 40-х годах, как о. диакон Борис Семенов (на снимке вверху с вл. Августином, в среднеазиатской ссылке), погибший от голода в концентрационном лагере.

По книге игумена Дамаскина (Орловского)
«Мученики, исповедники и подвижники благочестия
Русской Православной Церкви ХХ столетия», т. 5.
Подготовила мон. Евстолия (Егорова)


Святые Ивановского края На заглавную страницу