Священник отвечает на ваши вопросы

На главную страницу

Больной, который сознательно отказывается от лечения, тяжко согрешает этим как самоубийца. Но ложиться ли на душу этот грех, если он это делает от недостатка средств?

Вопрос этот приобрел в последнее время немалую актуальность из-за невиданного распространения и усложнения медицинских технологий. Если никто в здравом уме не станет уклоняться от вакцинации против оспы, малярии, столбняка и других опасных инфекций (или не допускать к прививкам своих детей!), то что сказать про сложнейшее и дорогостоящее медицинское оборудование, которое способно поддерживать пожилого человека на грани жизни и смерти, когда нет шансов на выздоровление?...

Данному непростому вопросу полностью посвящен раздел ХII.8 «Основ Социальной Концепции РПЦ», где, в числе прочего, отмечено:

«Ранее критерием наступления смерти считалась необратимая остановка дыхания и кровообращения. Однако благодаря совершенствованию реанимационных технологий эти жизненно важные функции могут искусственно поддерживаться в течение длительного времени. Акт смерти превращается таким образом в процесс умирания, зависимый от решения врача, что налагает на современную медицину качественно новую ответственность… Продление жизни искусственными средствами, при котором фактически действуют лишь отдельные органы, не может рассматриваться как обязательная и во всех случаях желательная задача медицины».

Итак, «сознательный отказ от лечения» следует понимать как противодействие общепринятым и проверенным лечебным средствам, как сопротивление здравому смыслу и медицинской практике. При этом надо учитывать возраст и общее состояние больного.


На главную страницу Вопросов и Ответов СвященникОтвечает.рф