Ивановский
областной институт развития образования
Иваново-Вознеснская
епархия Русской Православной Церкви
Обратная связь
Нравственные основы семейной жизни (к оглавлению)
Тема 1. Природа пола: различие и сочетание
Пол в животном мире и в человеческом обществе. Мужчина и женщина в разных жизненных сферах. Равноправие полов перед Богом и перед законом. Различие между мужской и женской природой, между мужчиной и женщиной ─ физическое, душевное, социальное. Взаимодополнение мужской и женской природы.
Предметы для обсуждения: Исчезают ли мужчины? // Исчезают ли
женщины? // «Мужские» виды спорта – для женщин? «За» и
«против».
Задания по теме:
1. Прочитайте
рассказ
«Храбрость».
1. К кому обращается автор: к мужскому полу или к женскому? К читателям какого возраста: детского, юношеского, взрослого?
2. В русском языке слова «храбрость» и «мужество» имеют близкий смысл: в чем причина? Однако значение этих слов может быть и различным. Из эпизодов, приведенных в рассказе, выберите те, где одно можно заменить другим, и где нельзя. Попытайтесь сформулировать различие между употреблением этих двух слов и их связь с особенностями мужской и женской природы.
3. В рассказе упомянуты всего два женских персонажа. Как зависят от них нравственные качества мужчин?
4. Обсудите предпоследнее предложение рассказа: какова его роль?
2. Прочитайте «Притчу о женственности» и сравните с отрывком «Женщина – из ребра Адама?»
1. Опишите отношение Творца к создаваемому Им человеку (мужчине и женщине) по каждому из этих двух текстов. В чем они согласуются, в чем противоречат друг другу?
2. Опишите нравственные свойства женщины, присущие ей по природе, согласно «Притче о женственности».
3. Чем отличается последний абзац «Притчи о женственности» от всего предыдущего текста – по стилю, по содержанию, по настроению?
4. Составляет ли предмет религиозной веры хирургическая операция по извлечению ребра для изготовления женщины?
5. В чем ошибка тех, кто хочет видеть в Библии учебное пособие по естествознанию?
6. В какой мере соответствует каждое из этих двух описаний нашему нравственному опыту взаимоотношений мужчины и женщины?
3. Рассмотрите картину
«Боярыня Морозова». Феодосия
Морозова – активная сторонница и участница церковного раскола XVII века. Была
арестована властями и заключена в тюрьму.
1. Опишите главную фигуру картины. Какие
нравственные качества она олицетворяет? Много ли в
ней женского?
2. Опишите женщин и мужчин, изображенных
на картине, их действия и чувства по отношению к Морозовой. Чем
отличаются они в этой связи?
3. Хотели ли бы вы иметь такого друга, как Феодосия Морозова? – Обсудите.
4. Прочитайте отрывок «Женщина, где ты?»
1. Можно ли сказать, что эта заметка
написана «с мужской» или «с женской» точки зрения? «В защиту
мужчин» или «в защиту женщин»?
2. В нескольких местах автор «сгущает краски», полемически упрощает реальную картину. Найдите, как поправить его. Меняется ли в результате существо дела, понятие взаимоотношениях мужчин и женщин в обществе?
3. В чем вы согласны с автором, в чем не согласны? – Приведите свои аргументы.
5. Рассмотрите
картину
«Капитанская дочка».
1. В какой мере эта картина подтверждает или опровергает взгляд на взаимоотношения мужчин и женщин, представленный в вышеприведенной заметке (см. задание 4)?
2. Картина написана в позапрошлом веке. Что устарело, а что современно, в изображении мужских и женских персонажей?
3. Опишите ситуацию, изображенную на картине: что происходит? Обоснуйте ваши догадки особенностями персонажей и деталями картины.
6. Рассмотрите «Автопортрет» художницы и сравните с групповым портретом «На вершине холма».
1. Какие общие свойства женской природы проявлены в обоих портретах, и какие подчеркнуты в каждом из них в отдельности?
2. Определите роль обстановки в обоих портретах. Как связана она с привычными взглядами на окружение женщины?
3. Уместно ли было бы присутствие мужских персонажей в каждом из этих портретов, и почему?
4. Какой из портретов вам больше
нравится? Объясните причину.