Ивановский областной институт развития образования
Иваново-Вознеснская епархия Русской Православной Церкви
Обратная связь

Нравственные основы семейной жизни (к оглавлению)

Тема 1. Природа пола: различие и сочетание

Пол в животном мире и в человеческом обществе. Мужчина и женщина в разных жизненных сферах. Равноправие полов перед Богом и перед законом. Различие между мужской и женской природой, между мужчиной и женщиной физическое, душевное, социальное. Взаимодополнение мужской и женской природы.

Предметы для обсуждения: Исчезают ли мужчины? // Исчезают ли женщины? // «Мужские» виды спорта – для женщин? «За» и «против».

Задания по теме:

1.      Прочитайте рассказ «Храбрость».

1.      К кому обращается автор: к мужскому полу или к женскому? К читателям какого возраста: детского, юношеского, взрослого?

2.      В русском языке слова «храбрость» и «мужество» имеют близкий смысл: в чем причина? Однако значение этих слов может быть и различным. Из эпизодов, приведенных в рассказе, выберите те, где одно можно заменить другим, и где нельзя. Попытайтесь сформулировать различие между употреблением этих двух слов и их связь с особенностями мужской и женской природы.

3.      В рассказе упомянуты всего два женских персонажа. Как зависят от них нравственные качества мужчин?

4.      Обсудите предпоследнее предложение рассказа: какова его роль?

2.      Прочитайте «Притчу о женственности» и сравните с отрывком «Женщина – из ребра Адама?»

1.      Опишите отношение Творца к создаваемому Им человеку (мужчине и женщине) по каждому из этих двух текстов. В чем они согласуются, в чем противоречат друг другу?

2.      Опишите нравственные свойства женщины, присущие ей по природе, согласно «Притче о женственности».

3.      Чем отличается последний абзац «Притчи о женственности» от всего предыдущего текста – по стилю, по содержанию, по настроению?

4.      Составляет ли предмет религиозной веры хирургическая операция по извлечению ребра для изготовления женщины?

5.      В чем ошибка тех, кто хочет видеть в Библии учебное пособие по естествознанию?

6.      В какой мере соответствует каждое из этих двух описаний нашему нравственному опыту взаимоотношений мужчины и женщины?

3.      Рассмотрите картину «Боярыня Морозова». Феодосия Морозова – активная сторонница и участница церковного раскола XVII века. Была арестована властями и заключена в тюрьму.

1.      Опишите главную фигуру картины. Какие нравственные качества она олицетворяет? Много ли в ней женского?

2.      Опишите женщин и мужчин, изображенных на картине, их действия и чувства по отношению к Морозовой. Чем отличаются они в этой связи?

3.      Хотели ли бы вы иметь такого друга, как Феодосия Морозова? – Обсудите.

4.      Прочитайте отрывок «Женщина, где ты?»

1.      Можно ли сказать, что эта заметка написана «с мужской» или «с женской» точки зрения? «В защиту мужчин» или «в защиту женщин»?

2.      В нескольких местах автор «сгущает краски», полемически упрощает реальную картину. Найдите, как поправить его. Меняется ли в результате существо дела, понятие взаимоотношениях мужчин и женщин в обществе?

3.      В чем вы согласны с автором, в чем не согласны? – Приведите свои аргументы.

5.      Рассмотрите картину «Капитанская дочка».

1.      В какой мере эта картина подтверждает или опровергает взгляд на взаимоотношения мужчин и женщин, представленный в вышеприведенной заметке (см. задание 4)?

2.      Картина написана в позапрошлом веке. Что устарело, а что современно, в изображении мужских и женских персонажей?

3.      Опишите ситуацию, изображенную на картине: что происходит? Обоснуйте ваши догадки особенностями персонажей и деталями картины.

6.      Рассмотрите «Автопортрет» художницы и сравните с групповым портретом «На вершине холма».

1.      Какие общие свойства женской природы проявлены в обоих портретах, и какие подчеркнуты в каждом из них в отдельности?

2.      Определите роль обстановки в обоих портретах. Как связана она с привычными взглядами на окружение женщины?

3.      Уместно ли было бы присутствие мужских персонажей в каждом из этих портретов, и почему?

4.      Какой из портретов вам больше нравится? Объясните причину.

(к оглавлению)