Ивановский
областной институт развития образования
Иваново-Вознеснская
епархия Русской Православной Церкви
Обратная связь
Нравственные основы семейной жизни (к оглавлению)
Тема 2. В единстве души и тела
Брак – добровольное и пожизненное соединение мужчины и женщины, новое живое существо, возникшее из двух, ранее независимых личностей. Свободный выбор между браком и безбрачием. Нравственные принципы брака: нерушимость, верность, ответственность, взаимное служение. Интимная близость – телесный, эмоциональный, психологический фундамент брачного единения.
Предметы для обсуждения: Человек или животное, семья или хлев? // Утрата человеческого достоинства во внебрачной половой связи // Если украсть из брака интимную близость…?
Задания
по теме:
1. Прочитайте отрывок «Брак и безбрачие».
1. Правильно ли уподоблять жизнь
человека, и в браке, и в безбрачии, восхождению на высокую гору, как это
показано в данном отрывке? Не лучше ли сделать ее приятным скольжением вниз?...
Обдумайте и обсудите.
2. Попытайтесь объяснить, по какой
причине возникают лживые идеи о нравственной «нечистоте» супружеских отношений
и унижении брака.
3. Попытайтесь объяснить, почему во
многих религиозных традициях безбрачие имеет более высокое нравственное
достоинство, нежели брак.
4. Как губят жизнь и мешают свободному
выбору жизненного пути предрассудки и ложные понятия о судьбе? (астрология,
гадания, предсказания и т.п.)
2. Прочитайте отрывок «Амнон и Фамарь». Они были единокровными братом и сестрой, детьми царя Давида от разных матерей.
1. Как названа та сила, которая привела
Амнона к преступлению против сестры? Какими словами вы бы могли точнее
охарактеризовать мотивы его поведения?
2. Опишите возможное будущее Амнона и
Фамари в случае, если бы они вступили в брак. В то далекое время, около трех
тысяч лет тому назад, брак между ними в принципе не был исключен.
3. Найдите в Библии продолжение истории
Амнона: закономерен ли ее итог? (О дальнейшей судьбе Фамари сведений нет).
3.
Рассмотрите
картину «Пробуждение совести».
1. Объясните сцену и название картины.
2. Дайте характеристику нравственного
строя мужчины, изображенного на картине, и его переживаний в данный момент.
3. Случайно ли присутствие фортепиано?
Что, по-вашему, услышала девушка, и как это связано с пробуждением её совести?
4. Куда направлен напряженный взгляд
девушки? (Обратите внимание на задний план картины). Каким образом повлияло
увиденное ею на её отказ от внебрачной связи?
4. Прочитайте рассказ «Сураз». Этим словом в Сибири называют ребенка, рожденного вне брака.
1. Каково отношение автора к своему
главному герою? Докажите по тексту. Видите ли вы в этом нравственное
противоречие?
2. Какие силы мешали счастливой жизни
Спиридона? Рассмотрите прошлое и настоящее.
3. Какая сторона человеческих отношений
привела Спиридона к трагедии, и почему? Мог ли он сам быть счастливым мужем?
Докажите по тексту.
4. Как надо рассматривать избиение
Спиридона Сергеем? Мог ли Спиридон допустить мысль, что он получил по заслугам?
Если нет, то почему?
5. Сергей сумел защитить жену. Каким был
бы ход дальнейших событий – включая судьбу Спиридона, – если бы он оказался
сильнее Сергея?
5. Прочитайте отрывок «Липа на островах Самоа».
1. Каковы нравственные последствия
теории «культурного детерминизма», которой следовала Маргарет Мид?
2. По каким причинам Маргарет Мид
совершила фальсификацию научных данных?
3. Изменилось ли что-нибудь в
нравственных установках людей после того, как Дерек Фримэн обнаружил обман и
описал истинное положение дел? Рассмотрите социальные группы с различными
нравственными установками.
6.
Прочитайте
текст «Дорожной песни» .
1. Какие переживания (радость, печаль,
спокойствие, тревога, уверенность, безысходность…) главенствуют в первых трех
строфах песни?
2. Как и почему меняется настроение
песни в четвертой строфе?
3. Обдумайте две последние строчки
песни: открывают ли они какой-то конкретный план действий, или задают общее
нравственное направление жизни?