Ивановский областной институт развития образования
Иваново-Вознеснская епархия Русской Православной Церкви
Обратная связь

Нравственные основы семейной жизни (к оглавлению)

Тема 3. По дороге к браку

Нравственная чистота как образ мысли и образ жизни. Этикет социальных и личных отношений: дать ход эмоциям, или взять над ними власть? Влюбленность – чувственный порыв, путеводная нить к браку. Необходимо ли чувство? Достаточно ли чувства? Мотивы вступления в брак. Соображения «за» и «против», внутренние и внешние.

Предметы для обсуждения: Что значит «мой парень» («моя девушка»)? // Есть ли разница между выбором мужа (жены) и выбором профессии, квартиры, пары обуви? // Можно ли стать для кого-то «второй половинкой», или это определено заранее?

Задания по теме:

1.      Рассмотрите картину «Тристан и Изольда» (средневековая легенда повествует, что они по ошибке выпили волшебный «любовный напиток», что стало причиной их неудержимого влечения друг ко другу и в итоге к смерти) и сравните ее с картиной «Начало любви».

1.     Какими средствами передают авторы обеих картин момент возникновения чувства между мужчиной и женщиной?

2.     Сопоставьте окружающую обстановку на обеих картинах; что она сообщает зрителю – нашему современнику?

3.     Глядя на картины, что можно предположить о будущей судьбе героев? – Обдумайте и обсудите.

2.      Прочитайте отрывок «В поисках второй половины».

1.     В чем нравственный дефект мифического изображения любви в диалоге Платона «Пир»?

2.     Каково главное отличие образа «второй половины» в диалоге Платона от того, который предложен в данном отрывке?

3.     Как зависят нравственные принципы от нашего понимания судьбы и свободы?

4.     Что, по-вашему, главное для успешного «поиска второй половины»?

3.      Прочитайте отрывки из повести «Митина любовь».

1.     Какие признаки с самого начала указывают на призрачность, нереальность «вихря непрерывного счастья» Мити и Кати?

2.     Почему разрушился «сказочный мир любви»? – Обдумайте и обсудите.

3.     Какое будущее ждет героев повести? Найдите и прочитайте повесть целиком. Закономерен ли итог?

4.     Как надо было бы измениться Мите и(или) Кате, чтобы сохранить свое счастье?

4.      Прочитайте повесть «Метель».

1.     Какую особенность имеет композиция повести, порядок рассказа о событиях?

2.     В каких словах и образах описывает автор чувство между Марией и Владимиром? Чем подчеркивается его искусственность, нереальность?

3.     Как можно охарактеризовать поступок Бурмина? Как и почему он изменился и изменил нравственную оценку своего давнего приключения?

4.     Какое отношение к браку создает у читателя эта повесть?

5.      Рассмотрите картину «Неравный брак» и сравните ее с картиной «Брауншвейгский гусар» (доброволец из Германии в составе британских войск отправляется на войну против Наполеона).

1.     Сопоставьте эмоциональное состояние персонажей обеих картин (свадебное торжество на одной, разлука и возможная потеря на другой).

2.     Сопоставьте лица девушек на обеих картинах: чем вызвано сходство и различие между ними?

3.     Какая нравственная оценка происходящего отражена на лицах гостей на картине «Неравный брак», и чем она вызвана?

(к оглавлению)