Ивановский областной институт развития образования
Иваново-Вознеснская епархия Русской Православной Церкви
Обратная связь

Нравственные основы семейной жизни (к оглавлению)

Тема 4. На всю жизнь

Вступление в брак напоминает уход добровольцев на фронт: чувства и рассудок уступают место подвигу самоотдачи. Влюбленность ведет к браку; любовь это само существо брака. Христиане называют семью «малой Церковью», потому что Священное Писание ставит знак равенства между Богом и любовью. Когда жених и невеста становятся мужем и женою, они получают возможность превратить свою влюбленность в любовь.

Предметы для обсуждения: Любить – значит ломать себя? // Любить – значить потерять себя? // Любить – значит найти себя? // «Полюбил, женился, разлюбил, развелся» – норма, неудача, уродство, преступление?...

Задания по теме:

1.      Прочитайте отрывок «Что называют любовью?»

1.     Поясните признание Мити Карамазова: «Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя».

2.     Если видеть главную нравственную ценность в любви, тогда что хорошего во влюбленности? Или от нее одни расстройства и неприятности? – Обсудите.

3.     Когда двое влюбленных становятся мужем и женою, могут ли они сохранить в браке свою влюбленность? Есть ли необходимость в её сохранении?

4.     В каких случаях человек с большими недостатками, который «никак не может исправиться», тем не менее будет способен любить и стать супругом?

5.     Как разрушается семья, когда её фундамент подорван внебрачными половыми связями?

2.      Прочтите отрывок из повести «Гранатовый браслет».

1.     Что возразить генералу Аносову на его описание причин для вступление в брак?

2.     В чем прав, и в чем неправ генерал Аносов, говоря: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире…» (и далее)? Обдумайте, как связаны его слова со смыслом любви, раскрытом в предыдущем отрывке «Что называют любовью».

3.     В двух случаях, рассказанных Вере генералом Аносовым, укажите, где идет речь о влюбленности, а где скорее о любви. Закономерны ли итоги этих историй?

4.     Найдите и прочитайте повесть целиком. Обдумайте, передал ли автор читателю реальность любви, и если нет, то почему.

3.      Рассмотрите картину «Какой простор!»

1.     Насколько реалистична изображенная сцена? Следует ли отнести картину к жанру сказки? – Обсудите.

2.     Какое отношение имеет картина к данной теме – любви и влюбленности – помимо фигур влюбленных юноши и девушки?

3.     Попробуйте объяснить связь названия и композиции картины с её персонажами.

4.      Прочитайте стихотворения «Бьется в тесной печурке огонь» и «Жди меня».

1.     В обоих стихотворениях проследите параллель «любовь – подвиг».

2.     Случайно ли, что эти лучшие русские стихи о любви написаны во время войны и о войне? – Обсудите.

3.     Как связаны эти стихи со словами генерала Аносова из повести «Гранатовый браслет», что любовь должна быть трагедией и величайшей тайной? В каком из двух стихотворений эта связь более отчетлива, и почему?

4.     Выучите оба стихотворения наизусть. Они вам пригодятся в жизни.

5.      Прочитайте рассказ «Дары волхвов».

1.     По какой причине этот рассказ, гораздо более многих «любовных историй», доносит до читателя реальность любви? – Обдумайте и обсудите.

2.     Почему легкий, шутливый тон рассказа не мешает, а содействует восприятию данной очень серьезной темы?

3.     Каким образом речь о маловажных предметах повседневного быта – цепочке для часов и гребнях для волос – способна вести читателя к подвигу любви?

6.      Прочитайте «Песню про купца Калашникова».

1.     Почему погиб купец Калашников? Опричники при Иване IV были выше закона, и купец не имел возможности искать законной защиты.

2.     Почему погиб опричник Кирибеевич? Какие внешние силы или личные качества привели его к гибели?

3.     Почему Калашников не сказал царю правду?

4.     Попробуйте перенести эту историю в наши дни. Сопоставьте ее с персонажами и событиями рассказа «Сураз» (тема 2, задание 4).

(к оглавлению)