Ивановский
областной институт развития образования
Иваново-Вознеснская
епархия Русской Православной Церкви
Обратная связь
Нравственные основы семейной жизни (к оглавлению)
Тема 9. Бракосочетание: закон,
вера, традиция
Нет двух разных браков – но есть две формы скрепления брака, гражданская и религиозная (церковная). Формы эти различаются между эпохами и народами, но принцип остается тем же: высочайшее значение – личное, общественное и религиозное – придается супружескому счастью, нерушимости брака и благополучию семьи. Это отражено и закреплено в обрядах и традициях бракосочетания.
Предметы для обсуждения: Помолвка, обручение, свадьба // Гражданский брак и «гражданский брак» // Значение свадебной церемонии для становления семейных ценностей // Венчание в церкви: кому и зачем? // Если семья болеет – чем и как помочь?
Задания
по теме:
1.
Прочитайте отрывок
«Церковный, гражданский, «гражданский», никакой…».
1. В каких двух совершенно различных
случаях употребляют выражение «гражданский брак»? Какое из этих употреблений
надо закрепить, какое – устранить?
2. Если, как утверждают, у первых людей
не было никакого бракосочетания, то почему мы всё же нуждаемся в скреплении
своего брака, гражданском и/или религиозном? Вспомните, по какой причине Адам и
Ева оказались на земле, а не в раю.
3. Что означает «словесная подмена» в
цитате из обращения Патриарха Алексия, и что произойдет, если эту подмену не
исправить?
4. Что плохого, если брак назвать брак
«оформлением отношений» между мужчиной и женщиной? Чем угрожает нам эта
словесная подмена?
5. Объясните, почему «пробный брак в
принципе невозможен». Бывает ведь пробный пуск техники, пробный прокат
кинофильмов и спектаклей, прием на работу с испытательным сроком. В чём состоит
коренное отличие брака?
2. Рассмотрите картину «Брачная лицензия». В Соединенных Штатах Америки получение лицензии на брак аналогично нашей гражданской регистрации и требуется перед венчанием брака.
1. Опишите обстановку учреждения, где
выдаются лицензии на брак. Как соответствует она своему предназначению?
2. Опишите фигуры и выражения лиц всех
трех персонажей картины. Что говорят они зрителю, явно или неявно, в связи с
предстоящим бракосочетанием?
3. Какое будущее символически
открывается перед молодой семьей на этой картине? Обратите внимание на контраст
света и теней, на игру света в пространстве картины.
3. Прочитайте отрывок «Святые Петр и Феврония Муромские» и рассмотрите икону,
на которой они изображены.
1. Что общего между испытаниями,
постигшими свв. Петра и Февронию восемьсот лет тому назад, и реальностью нашей
сегодняшней жизни?
2. Какие нравственные принципы брака
сообщает зрителю икона свв. Петра и Февронии?
3. Данная икона написана в нашем
столетии. Укажите, чем отличается она по стилю и содержанию от знакомых вам
православных икон.
4. Рассмотрите картину
«К венцу. Прощание».
1. Опишите эмоциональное состояние
невесты. Сравните ее с невестами на картинах «Брачная лицензия» (задание 2) и
«Неравный брак» (тема 3, задание 5). К кому она ближе? Какие могут быть тому
причины?
2. Опишите физическое и эмоциональное
состояние отца. Обратите внимание на лекарства слева от него. Обдумайте в этой
связи смысл слова «прощание» в названии картины.
3. Любит ли отец свою дочь? Дочь – отца?
Будет ли дочь счастлива в браке?
4. Попытайтесь воспроизвести разговор
между отцом и дочерью. Что за книга лежит на коленях у отца? Связана ли она
как-то с предстоящим бракосочетанием дочери?
5. Рассмотрите картину
«Свадьба на завтрашней улице».
1. Опишите обстановку, окружающую
молодоженов, и объясните название картины.
2. Молодожены и другие персонажи
сгруппированы лишь в самом центре; задний план (верхнюю часть картины) занимает
небо и строящиеся здания; передний план (нижнюю часть) – дощатая дорожка.
Объясните такую композицию картины.
3. Сравните картину с «Брачной лицензией»
(задание 2). Отметьте важнейшее сходство и существенные отличия, как по форме,
так и по содержанию передаваемой реальности.
4. Сюжет данной картины предполагает
только гражданское бракосочетание (в тот
период истории нашей страны открытое исповедание веры среди молодежи было
редкостным явлением). – Лишенная Церкви, венчания своего брака и церковного
благословения, чем заменяет их себе эта супружеская пара? Равноценна ли эта
замена? Надежна ли? – Обдумайте и обсудите.