Ивановский областной институт развития образования
Иваново-Вознеснская епархия Русской Православной Церкви
Обратная связь

Нравственные основы семейной жизни (к оглавлению)

Тема 9. Бракосочетание: закон, вера, традиция

Нет двух разных браков – но есть две формы скрепления брака, гражданская и религиозная (церковная). Формы эти различаются между эпохами и народами, но принцип остается тем же: высочайшее значение – личное, общественное и религиозное – придается супружескому счастью, нерушимости брака и благополучию семьи. Это отражено и закреплено в обрядах и традициях бракосочетания.

Предметы для обсуждения: Помолвка, обручение, свадьба // Гражданский брак и «гражданский брак» // Значение свадебной церемонии для становления семейных ценностей // Венчание в церкви: кому и зачем? // Если семья болеет – чем и как помочь?

Задания по теме:

1.      Прочитайте отрывок «Церковный, гражданский, «гражданский», никакой…».

1.     В каких двух совершенно различных случаях употребляют выражение «гражданский брак»? Какое из этих употреблений надо закрепить, какое – устранить?

2.     Если, как утверждают, у первых людей не было никакого бракосочетания, то почему мы всё же нуждаемся в скреплении своего брака, гражданском и/или религиозном? Вспомните, по какой причине Адам и Ева оказались на земле, а не в раю.

3.     Что означает «словесная подмена» в цитате из обращения Патриарха Алексия, и что произойдет, если эту подмену не исправить?

4.     Что плохого, если брак назвать брак «оформлением отношений» между мужчиной и женщиной? Чем угрожает нам эта словесная подмена?

5.     Объясните, почему «пробный брак в принципе невозможен». Бывает ведь пробный пуск техники, пробный прокат кинофильмов и спектаклей, прием на работу с испытательным сроком. В чём состоит коренное отличие брака?

2.      Рассмотрите картину «Брачная лицензия». В Соединенных Штатах Америки получение лицензии на брак аналогично нашей гражданской регистрации и требуется перед венчанием брака.

1.     Опишите обстановку учреждения, где выдаются лицензии на брак. Как соответствует она своему предназначению?

2.     Опишите фигуры и выражения лиц всех трех персонажей картины. Что говорят они зрителю, явно или неявно, в связи с предстоящим бракосочетанием?

3.     Какое будущее символически открывается перед молодой семьей на этой картине? Обратите внимание на контраст света и теней, на игру света в пространстве картины.

3.      Прочитайте отрывок «Святые Петр и Феврония Муромские» и рассмотрите икону, на которой они изображены.

1.     Что общего между испытаниями, постигшими свв. Петра и Февронию восемьсот лет тому назад, и реальностью нашей сегодняшней жизни?

2.     Какие нравственные принципы брака сообщает зрителю икона свв. Петра и Февронии?

3.     Данная икона написана в нашем столетии. Укажите, чем отличается она по стилю и содержанию от знакомых вам православных икон.

4.      Рассмотрите картину «К венцу. Прощание».

1.     Опишите эмоциональное состояние невесты. Сравните ее с невестами на картинах «Брачная лицензия» (задание 2) и «Неравный брак» (тема 3, задание 5). К кому она ближе? Какие могут быть тому причины?

2.     Опишите физическое и эмоциональное состояние отца. Обратите внимание на лекарства слева от него. Обдумайте в этой связи смысл слова «прощание» в названии картины.

3.     Любит ли отец свою дочь? Дочь – отца? Будет ли дочь счастлива в браке?

4.     Попытайтесь воспроизвести разговор между отцом и дочерью. Что за книга лежит на коленях у отца? Связана ли она как-то с предстоящим бракосочетанием дочери?

5.      Рассмотрите картину «Свадьба на завтрашней улице».

1.     Опишите обстановку, окружающую молодоженов, и объясните название картины.

2.     Молодожены и другие персонажи сгруппированы лишь в самом центре; задний план (верхнюю часть картины) занимает небо и строящиеся здания; передний план (нижнюю часть) – дощатая дорожка. Объясните такую композицию картины.

3.     Сравните картину с «Брачной лицензией» (задание 2). Отметьте важнейшее сходство и существенные отличия, как по форме, так и по содержанию передаваемой реальности.

4.     Сюжет данной картины предполагает только гражданское бракосочетание (в тот период истории нашей страны открытое исповедание веры среди молодежи было редкостным явлением). – Лишенная Церкви, венчания своего брака и церковного благословения, чем заменяет их себе эта супружеская пара? Равноценна ли эта замена? Надежна ли? – Обдумайте и обсудите.

(к оглавлению)